Свадьба — это не просто праздник, а целый мир традиций, обрядов и песен, которые передаются из поколения в поколение. В Самарской области свадебная обрядность — это уникальный пласт культуры, который изучали фольклористы, этнографы и филологи на протяжении многих лет. Благодаря их работе сегодня мы можем заглянуть в прошлое и узнать, как наши предки праздновали свадьбы, какие песни пели и какие ритуалы соблюдали.
Как изучали свадебные традиции
Изучение свадебной обрядности в Самарской области началось давно. Многочисленные экспедиции прошлых лет зафиксировали уникальные аутентичные исполнительские коллективы и собрали богатейший материал: песни, обряды, фотографии и видео. Сегодня этот архив — настоящая сокровищница для исследователей.
В 2012 году в Самаре был создан Центр русской традиционной культуры, который объединил исследователей, собирателей и просто ценителей фольклора. Благодаря их работе экспедиции возобновились, и началось активное изучение традиций. Молодые собиратели, среди которых были преподаватели и выпускники местных вузов, отправились в сёла, чтобы записать воспоминания старожилов и восстановить утраченные обряды.
Свадебный обряд: как это было
Свадебный обряд в Самарской области сохранился в памяти жителей неоднородно. В некоторых сёлах старожилы с трудом вспоминали детали, но благодаря наводящим вопросам исследователей удалось восстановить многие фрагменты. Чаще всего информацию удавалось получить от женщин старше 75 лет, которые ещё помнили, как играли свадьбы их родители.
Каждое село в Самарской области имеет свою историю заселения, что отразилось на свадебных традициях. Благодаря смешению культур, привезённых из разных регионов России, свадебные обряды получили уникальные черты. Например, в одних сёлах свадьбы гуляли осенью на Покров, в других — зимой после Рождества или на Масленицу.
Этапы свадебного обряда
1. Сватовство
Раньше сватали без ведома молодых, «сводили заглазно» — родители договаривались между собой. Невеста могла даже не знать, что её уже засватали. Позже свадьбы стали играть «по сговору», то есть с согласия молодых.
Сваты заходили, садились обязательно под матицу (центральную балку в доме), это означало, что пришли сватать. Начинали говорить с «подходцем»: «Разрешите вам поклониться, нельзя ли с вами породниться»? Хозяева отвечали: «Проходите, проходите. Милости просим».
Могли заходить с такими словами: «У вас — товар, у нас купец. Мы хотим это товар купить. Чего вы хотите за него?» В ответ могли услышать: «Мы хотим, чтобы приехали в другой раз. Мы ещё не готовы. Нам надо подумать». Тогда собирается родня невесты и начинает обсуждать: выдавать или не выдавать девку, какой жених, какая родня, как примут?
В селе Давыдовка перед сватовством приходила крёстная, чтобы заранее договариваться, когда можно прийти со сватовством. Сватать приходили сваха, крёстная и жених. Под матицу усаживалась только сваха, начинала договариваться:
«У вас ярочка, у нас баранчик. Не загнать ли нам их в один чуланчик? Покажите нам свою невесту».
Затем выводят невесту, спрашивают: «Работают ли у ней руки? Работают ли у ней ноги?» Невесту заставляли даже спеть.
2. Запой
После сватовства следовал запой — обряд, во время которого стороны «садились за хрустальные стаканы», начинали договор, когда свадьбу делать, какое приданое. Дату свадьбы определяли в зависимости от степени готовности сторон: «Нужно же было самогонки нагнать». В селе Давыдовка Приволжского района в этот вечер договаривались, когда «шторки идти мерить», т. е. везти приданое.
Давыдовка вообще отличается уникальным диалектом, который сохраняет в себе архаичные черты и особые речевые обороты, характерные только для этого села.
В большинстве сёл запой или рукобитие назначали примерно через неделю. «Там уже побольше родни соберётся — по договору». На запой собирались только родственники, молодёжь, подруг не было.
Невесту к сватам выводили не сразу, когда все усядутся. Она выходила, всем кланялась и садилась рядом с женихом. Затем шло угощение. Если невесту запили, то она считается уже просватанной. Больше к ней никто не должен приходить свататься.
Как во нашей, во деревне (Вздумал молодец жениться…) — Этнографический ансамбль «Волжанка», с. Давыдовка, Приволжский район Самарской области
3. Вечёрки
После рукобития начинались вечера. Они проходили в доме невесты. «Вечеров могло быть несколько. И один, и два, и три». В селе Заволжье Приволжского района подруги приходили к невесте «пировать». Там они шили, вязали, вышивали, ткали, пряли, готовили приданое невесте. Затем отправлялись за женихом. Придя в дом жениха, шутили, могли что-нибудь утащить из угощения в дом к невесте, на это не обижались, это дозволялось. И жених с друзьями приходил к невесте на вечёрку.
Жениха и парней угощали родители невесты, а девчонки за стол не садились. «Это было неприлично. Парням иногда наливали, а девушкам никогда не подносили».
4. «Отвоз пастели»
Вечером накануне свадьбы подружки невесты отвозили приданое в дом жениха. В приданое богатой невесты входили кровать, перины, подушки, занавески и даже мебель. Все подушки украшались вышивкой крестом или гладью.
5. Девишник
Накануне свадьбы невеста устраивала прощёный вечер — девишник. Подружки пели невесте песни, её накрывали шалью и она вопила «Вопила по-настоящему, натурально». Если невеста сирота, то обязательно шла на кладбище, будить маму или батюшку и просить у них благословения. На кладбище невеста-сирота пела «Расступись-ка мать сыра земля».
6. Утро венчального дня
Утром венчального дня в селе Давыдовка невеста вопила, будила подруг, исполняя плач «Милые подруженьки».
Милые подруженьки (свадебный плач невесты, вариация из с. Патровка Алексеевского района Самарской области)
Милые мои подруженьки.
Спалось ли вам тёмной ноченькой,
Лежалось ли вам белой зорюшкой.
А я всю ночь продумала,
Всю зореньку проплакала.
Как я буду в чужих людях привыкать.
Пойду тихо, скажут недодвига,
Пойду шибко, скажут босалыга.
Затем невесту одевали, наряжали. Подружки пели «Унесло ли, улелеяло». Невеста прощалась с родителями, плакала, пела «Пришли сваты». Говорили так: «Если за столом не поплачешь, тогда за углом будешь плакать».
Родители её благословляли и давали наставления: «Слушайся свекровку, почитай родителей и тех и других». Мать расстилала шубу на полу мехом кверху. Невеста вставала на колени, молилась Богу, крестилась, просила прощения у матери. Мать благословляла её, занося икону трижды над головой.
Невеста целовала икону и маму. Так же благословлял невесту отец. Шубу клали, чтобы невеста была счастливая и богатая. Затем невесту сажали за стол на шубу «в вышках» (в святой угол под иконами). Её не накрывали. Рядом стояла крёстная с иконой. Вокруг невесты — подружки, детвора.
В селе Кашпир со стороны жениха был дружка, с невестиной — коренная сваха. Ребятня рядилась долго: «У моей сестрички по рублю косички, а одна кудря стоит три рубля» или «У моей сестрицы по рублю косицы, по гривеннику волосок».
В Бестужевке на выкупе готовили стол. На стол ставили испечённый круглый сладкий пирог, закуску, хлеб, соль. Если подружки много просили у дружки, то дружка мог потом зайти и насыпать на этот пирог соли, мол, ешьте, девки, солёный пирог за то, что жадничали или нагрубили.
7. Свадебный пир
Свадьбу гуляли несколько дней. Первый день гуляли у жениха. Назывался он «горной». На второй день собирались праздновать в доме невесты. Второй день назывался «яичница». С утра сторона невесты готовилась к поискам «ярки». Молодых прятали в сенях или в чулане, могли увести и к соседям. Вся родня невесты отправлялись на поиски молодой.
«Пока старшие стряпали, готовили стол, замужние молодые женщины и мужики рядились кто во что. Кто врачами — белый халат с крестом наденут, кто шубу вывернут — пастух с кнутом идёт гонит всех, кто минцанером с ружьём, кто цыганкой. Человек 30 идут, гармошка играет, все идут и пляшут».
Фрагмент с «ряжеными» на свадьбе в Приволжском районе можно увидеть в конце документального фильма 1994 года «Выйду ль я на улицу» о поющем селе Приволжье и его жителях.
Третий свадебный день. Третий день в некоторых сёлах назывался «Отводы». Все собирались в доме невесты, гуляли и забирали, отводили молодых уже окончательно в дом жениха. «На третий день большинство гостей отпадает, остаются коренные родные».
Яркой особенностью третьего дня свадьбы был обычай «хоронить свадьбу». Называлось это «Сидора хоронить». Этот обряд зафиксирован в нескольких сёлах Приволжского района: Кашпир, Заволжье, Бестужевка.
Уникальные традиции
Рассказывают жители с. Бестужевка: «Сидора испокон веку хоронили. Делали чучелу, набивали его соломой, одевали как человека. Глаза делали из калины. Это чучело клали в корыто, а зимой на салазки и возили по всей деревне. При этом женщины вопили, как по покойнику: «Сидор мой Сидор, милый Сидор Карпыч, как я буду жить без тебя». Смеялись, конечно. Обнимают его, целуют. Везли его на пустырь или под гору и там сжигали. Потом вертаются все за столы и продолжают праздновать».
В селе Кашпир вместо чучела в роли Сидора Карповича клали чудаковатого мужика-весельчака и возили его по всей деревне от родных к родным. Везут его и поют: «Сидор Карпыч, мой батюшка, когда же ты у нас умрёшь?» Другие отвечали: «В середу, бабушка, в середу, в середу, Пахомовна, в середу».
Снова спрашивали: «Сидор Карпыч, мой батюшка, а чем же мы поминать-то тебя будем». В ответ: «Блинками, бабушка, блинками, блинками, Пахомовна, блинками». Так и возят его, пока не доедут до женихова дома.
В селе Заволжье обряд похорон свадьбы отличается композиционной завершённостью. На третий день родня жениха собирается у жениха, родня невесты — у невесты. Невестина родня делает корыто, кладут в него «покойника». «Покойником» наряжают какого-нибудь пьяного или весёлого человека.
Его кладут в корыто, дают ему свечку. Кто-нибудь из гостей наряжается попом. Кадило делают из консервной банки, туда набросают дымящих головешек. Вся эта процессия отправляется в дом жениха. «Покойника» везут в корыте по земле через всю деревню. Поп машет кадилом. Кто воет, кто плачет нарочно, а остальные поют песни под гармошку, «матерны» частушки.
Причитали так: «Мой дорогой, на кого ж ты нас покинул. Умер Максим, ну и *** с ним» и т. д. После приезда к жениху весёлого «покойника» умывали, переодевали, «похоронная процессия» шла в огород забивать осиновый кол. Его вбивали в землю у забора, где не ступает нога человека. Кол был высотой с человека. По нему колотили, пока весь не уйдёт, чтоб вровень с землёй был. Это означало похоронить свадьбу, чтобы свадьбы у этой пары больше никогда не было.
Разумеется, все упоминаемые здесь тексты, если мы восстанавливаем для них некое ритуальное прошлое, должны рассматриваться как вырожденные. Тем более интересно то обстоятельство, что продолжение этого процесса происходило почти на наших глазах: песня о Сидоре Карповиче превратилась в туристскую песню с зачином:
«А когда помрёшь ты, / Милый мой дедочек?». Ответ деда содержит прямую цитату (или наследие, пережиток) из традиционной песни: «Во среду, бабка, / Во середу, Любка, / Во середу, ты моя / Сизая голубка».
Заключение
Свадебные традиции Самарской области — это не просто обряды, а живая история, которая помогает нам понять, как жили наши предки. Благодаря работе исследователей и энтузиастов эти традиции сохраняются и передаются следующим поколениям.

Источники:
- Мачкасова Т. А. Локальные особенности свадебного обряда сёл Приволжского, Хворостянского и Алексеевского районов Самарской области
- Левинтон Г. А., Романова Е. В. Об одном старообрядческом письме XVII века. (К биографии Сидора Карповича)
- Сайт учителя музыки Бочковой И. В., руководителя фольклорно-этнографического коллектива «Берёзки» ГБОУ СОШ с. Патровка
- Пѣсенникъ 1780 года, часть III, стр. 129. Государь ты нашъ Сидоръ Карповичъ!