Перейти к содержимому

Модест Дурнов: талант, создавший усадьбу Самариных

Среди ушедших силуэтов Серебряного века затерялось и имя одного прежде яркого персонажа — Модеста Александровича Дурнова. Его мнением дорожили, к оценкам внимательно прислушивались, о жизни слагались легенды. Модест Александрович умел притягивать к себе таланты и пропагандировать новое в искусстве. Именно он спроектировал главное здание и хозяйственные постройки усадьбы Самариных в Приволжье.

Модест Александрович Дурнов родился 24 декабря 1867 г. в селе Новозахаркино Самарской губернии в семье чиновника Управления перевозкой почт. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) с 1881 г. по 1887 г. на архитектурном, с 1888 г. по 1889 г. на живописном отделении у В. Д. Поленова.

За архитектурные проекты награждался малыми серебряными медалями (1884 г., 1886 г.). В 1887 г. за программу «Первоклассный железнодорожный вокзал» удостоен большой серебряной медали, в 1888 г. получил звание классного художника по архитектуре.

Одним из основателей МУЖВЗ был дедушка Модеста — Иван Трофимович Дурнов. Модест Александрович смог блестяще воплотить наследственные возможности талантливых предков.

В дореволюционной Москве Модест Александрович был очень известен, вращался в литературно-артистических и художественных кругах. Он отличался своим изяществом, светскостью, хорошим вкусом. Никто бы не подумал, что этот изысканный эстет по своему происхождению из крестьян: его прадед, Трофим Фёдорович Дурнов — вольноотпущенный графа Артемия Ивановича Воронцова.

В 1809 году Трофим Фёдорович Дурнов достиг звания Академика исторической живописи. Позднее основной период жизни в Москве семья Дурновых жила в доме племянника Артемия Ивановича, Михаила Семёновича Воронцова.

«Модесту Дурнову, художнику, создавшему поэму из своей личности»

Константин Бальмонт

Театр Шарля Омона. Архитектор Модест Дурнов, 1902
Театр Шарля Омона. Архитектор Модест Дурнов, 1902

Архитектура

Самым известным из самостоятельных архитектурных проектов Модеста Александровича стало здание Театра Шарля Омона (в советское время Театр Мейерхольда) на Большой Садовой улице. Из-за нехватки средств, а также противодействия городских властей, первоначальный проект этого здания пришлось сильно переработать.

В частности, московский губернатор — князь Голицын, не разрешил сделать вход в театр в виде раскрытой пасти дракона, поглощающей поток зрителей. Также не удалось воплотить задуманные архитектором стеклянные лестницы, сплошные окна на три этажа, фарфоровый сине-белый фасад здания. Зато интерьер включал в себя променуар¹, впервые в Москве. Однако представители прессы и творческой интеллигенции восприняли проект «в штыки».

Променуар¹ — широкий коридор в театре для гулянья зрителей; фойе.

С юных лет Модест подпал под влияние так называемых модернистов: символистов и декадентов. Когда в Париже взошла звезда архитектора Гимара, а в Вене зашумели Ольбрих и Макинтош, Модест Александрович явился в Москве пропагандистом их новых архитектурных идей и стал проповедовать «стиль модерн».

На эту тему он прочёл несколько докладов в Московском Архитектурном Обществе и вызвал к себе большой интерес со стороны московских зодчих.

Не подлежит сомнению, что Дурнов оказал заметное влияние на Ф. И. Шехтеля при постройке им Ярославского вокзала, и дома Рябушинского, на Малой Никитской.

Проект фасада особняка Ш. Омона. Архитектор Модест Дурнов, 1901
Проект фасада особняка Ш. Омона. Архитектор Модест Дурнов, 1901

Архитектурные работы М. Дурнова:

  • Участие в проектировании Клинического городка Московского университета (кон. 1880-х, Москва, Девичье поле)
  • Главный дом и хозяйственные постройки усадьбы Ф. Д. Самарина (кон. 1880-х, Васильевское, Самарская губерния)
  • Проект столичного вокзала железной дороги (1890, Москва. Не осуществлён)
  • Проект иконостаса для церкви в имении Д. Ф. Самарина (1891, с. Дубровка Самарской Губернии)
  • Проект ворот в чистый двор богатого барского дома (1892. Не осуществлён)
  • Театр Ш. Омона («Театр Буфф», затем «Зон»), совместно с А. Н. Новиковым (1900, Москва, Триумфальная площадь. Не сохранился)
  • Особняк Ш. Омона (1901, Москва, Триумфальная площадь. Не сохранился)
  • Приют для неизлечимо больных женщин с церковью во имя иконы Божьей матери «Всех Скорбящих Радость» (1904, Москва, Большой Саввинский переулок, 9)
  • Железнодорожный вокзал (1910, Муром)
  • Участие в постройке Кустарного музея по проекту А. Э. Эрихсона (1911, Москва, Леонтьевский переулок, 7)
  • Торговые ряды (1910-е, Томск)
Почтовая карточка с репродукцией картины Модеста Дурнова «XIX векъ»
Почтовая карточка с репродукцией картины Модеста Дурнова «XIX векъ»

Живопись

Вторым призванием Модеста Александровича была живопись, в которой он проявил себя одарённым художником-акварелистом. Дурнов писал преимущественно натюрморты и пейзажи («Ночь», «Лебеди», «Три пальмы», «Лесбос», «У синего моря» и т. д.), а также портреты: детей, женщин, своих современников.

Примечателен портрет Константина Бальмонта, с которым Дурнов был дружен, а также портрет Оскара Уайльда, с которым, по некоторым сведениям, Модест встречался во время путешествия в Лондон. Уайльд был, без сомнения, любимым автором Дурнова. В 1906 году вышло издание «Портрета Дориана Грея» с его иллюстрациями в абстрактно-декоративном стиле.

«Бальмонт в Париже», М. Дурнов, 1901
«Бальмонт в Париже», М. Дурнов, 1901

Как художник, Модест Александрович впервые обратил на себя внимание «эпохальной» картиной «XIX век». Это групповой портрет, на котором изображены главные деятели столетия на фоне Эйфелевой башни — символа нового мира того времени. Открытки с изображением этой картины пользовались огромным успехом, позднее полотно было продано в США.

В 1978 г. воплощённая идея картины «XIX век» Модеста Дурнова была подхвачена Ильёй Глазуновым в картине «Мистерия XX века».

Дурнов занимался книжной графикой. Сотрудничал в издательствах «Скорпион», «Гриф». Оформил книги: «Баллада Рэдингской тюрьмы» (М., 1904) и «Портрет Дориана Грея» (М., 1906) О. Уайлда, сборник стихов «Времена года в русской поэзии» (М., 1919).

Поэзия

Модест Дурнов принадлежит к числу первых поэтов-декадентов. Он дебютировал в печати в 1899 г. в сборнике «Книга раздумий», изданном начинающим Брюсовым, а затем печатался в «Северных Цветах», в альманахах «Скорпион» и «Гриф». Отдельные издания своих стихов не издавал, но среди любителей поэзии его произведения ценились высоко.

Модест Александрович начинал свою литературную деятельность вместе с Брюсовым, Бальмонтом и Балтрушайтисом, литовским послом в Москве. Ими посвящено Дурнову много стихов, и не только отдельных произведений, а целые циклы стихотворений.

А вот небольшое стихотворение самого М. А. Дурнова из сборника «Книга раздумий»:

Красный и гордый цвѣтокъ
Прямо глядитъ на востокъ.
Птицы — тѣ къ югу летятъ,
Новой весны все хотятъ.

Сѣверъ въ снѣгахъ позабытъ.
Тучами западъ покрытъ.
Красный и гордый цвѣтокъ
Вѣчно глядитъ на востокъ.

После октябрьской революции М. А. Дурнов работал профессором ВХУТЕМАСа, с 1921 по 1925 годы трудился над проектом «Большой Москвы» в составе авторского коллектива под руководством С. Шестакова. Несколько лет он работал в Музейном Отделе МОНО, горячо отстаивая значение и интересы сохранения памятников искусства и старины. В 1924 году работы Дурнова экспонировались на выставке в Нью-Йорке.

О личной жизни Модеста Дурнова известно немногое. Он пользовался успехом у женщин, производя впечатление «демонической натуры». Был женат на состоятельной московской домовладелице и пианистке Марии Васильевне Востряковой, водившей дружбу с Шаляпиным и Цезарем Кюи. В 1917 году у них родилась дочь Вероника.

Умер Модест Александрович Дурнов в 60 лет от эндокардита, развившегося после осложнения гриппа, похоронен на Новодевичьем кладбище.

4 4 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Что думаете о статье?x
Cookies

Просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности