В Абрамцево находилось имение крупного промышленника Саввы Ивановича Мамонтова. Известнейший меценат был яркой личностью: знаток театрального и изобразительного искусства превратил свой дом во второй половине XIX века в центр художественной жизни России. Частыми гостями и ближайшими друзьями его были братья Васнецовы, Василий Поленов с сестрой Еленой, Михаил Врубель и, конечно, Илья Репин. В этот блистательный круг Илья Ефимович ввёл своего любимого ученика, проявившего с раннего возраста талант к рисованию, Валентина Александровича Серова.
Солнечным летним днём 1887 года двадцатидвухлетний, красивый, русый, с небольшой бородкой и голубыми глазами, статный юноша вернулся из поездки по Италии, где наслаждался произведениями мастеров Возрождения. Он приехал к родным пенатам и незамедлительно отправился в Абрамцево. В уютном доме, в окружении радушных хозяев Валентин Александрович всегда отдыхал душой. Однажды после обеда он остался наедине со старшей дочкой Мамонтовых, двенадцатилетней Верой. Молодой человек внимательно наблюдал за девочкой и вскоре попросил её позировать для портрета. Предполагаемых десяти сеансов оказалось мало. Серов работал над картиной в течение месяца и завершил её в сентябре того же года.
История создания картины от Юрия Александровича Самарина — сына самой Веры Саввишны
Однажды Серов увидел, как Верушка, запыхавшись во время излюбленной игры в «казаки-разбойники», в розовой блузке с синим бантом вбежала в комнату, схватила персик и села за стол. Тогда художник и уговорил резвую девчушку позировать ему. Валентин Александрович проникся искренней симпатией к милой Верочке. Умиротворяющая атмосфера, царившая в Абрамцево, вдохновляла его на создание лирического портрета. В награду за терпеливое сидение натурщица могла с удовольствием лакомиться сочными и вкусными персиками, которые, кстати, выращивались в местной оранжерее.
Ближе к вечеру «коллеги по работе» совершали прогулку верхом на лошадях. Серов, одетый в полосатый жокейский костюм, садился на небольшого шустрого иноходца по прозвищу Узелок, а Вера — на славного маленького пони.
Верочка тем временем выросла, превратившись из озорной поедательницы персиков в прелестную девушку. 26 января 1903 года она вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, племянника славянофила Юрия Фёдоровича Самарина. Обе незаурядные семьи — Мамонтовых и Самариных — представляли не только разные сословия, что в те времена имело большое значение, но и разные общественно-политические устремления. Но это не помешало Вере Саввишне завоевать любовь и уважение родителей Александра Дмитриевича.
Летом в имении Самариных всегда было многолюдно. Месяцами здесь жила многочисленная самаринская родня. В том числе любила проводить время у Волги и Вера Саввишна. Из воспоминаний Елизаветы Александровны Самариной-Чернышёвой — дочери Веры Мамонтовой:
«На лето всей дружной семьёй уезжали за Волгу, в большое имение Васильевское, расположенное на левом, степном, берегу Волги, выше Сызрани. Плыли на пароходе от Нижнего Новгорода, и для детей не было большей радости, чем эти путешествия, а Волга, её ширь и красота её разливов, всю жизнь приводили моего отца в трепет. Он и мою мать, и нас с раннего возраста знакомил с Волгой, любил возить в Васильевское и научил любоваться Волгой и любить её.»
Чудесный муж, любимые дети Юра, Лиза и Серёжа, достаток, покой… Жизнь обещала много счастливых дней.
Но судьба распорядилась иначе. В ночь на 27 декабря 1907 года Вера умерла. Молодая, 32-летняя женщина, полная сил и обаяния, сгорела за несколько дней от воспаления лёгких.
А через четыре года, 22 ноября 1911 года, внезапно, прямо на улице умер от сердечного приступа Серов. Ему было 46 лет.
У художника и его модели финал оказался одинаково неожиданным и потому особенно трагическим. Но остались навсегда персики на столе, чудесная, словно пронизанная розовым светом девочка и ощущение пронзительного счастья.