Большаков Алексей Алексеевич (15.09.1914–18.06.1979) — оперный певец, народный артист РСФСР. Выступал в Большом театре с 1953 по 1975 год. Лирико-драматический баритон, певец высокой музыкальной культуры.
Алексей Большаков родился в селе Обшаровка Самарской губернии. Время было тяжёлое: шла Первая мировая война, и в день рождения ребёнка в семью вошло горе — на фронте погиб его отец. Вдова осталась с двумя малолетними детьми (старшей дочке было всего 3 года); ей — батрачке, возможно, не удалось бы поднять детей, но помогли односельчане. Они же позаботились и о дальнейшей судьбе Алексея. Когда он достиг юношеского возраста, его послали учиться в Самару, в строительный техникум, по окончании которого он работал в Куйбышеве на строительстве завода, жилых домов и больницы.
Петь Алексея научила мать: у неё были хороший голос и музыкальный слух. В техникуме он занимался в художественной самодеятельности, был запевалой в хоре, выступал в концертах.
Пение было поначалу лишь удовольствием и развлечением. Однако, поступив в строительный институт, Алексей решил заняться пением серьёзно и одновременно поступил на вечернее отделение музыкального училища. А вскоре он ушёл из института и полностью отдался музыкальным занятиям. Так определилась его дальнейшая судьба.
В 1940 году Алексея призвали в армию, и он служил в ансамбле песни и пляски Приволжского военного округа во время Великой Отечественной войны и до её окончания.
А. Большаков побывал с ансамблем на 2-м Украинском фронте, прошёл тяжёлыми военными дорогами Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию. Оттуда ансамбль был переброшен на Дальний Восток и вместе с воинскими частями преодолел весь путь по Маньчжурии. После войны ансамбль был расформирован.
В 1946 году Алексей Большаков недолго работал в Куйбышевском театре оперы и балета. А с 1946-го по 1953 год — он солист Свердловского оперного театра; одновременно в 1951–1953 гг. обучался в Уральской консерватории имени М.П. Мусоргского. К этому времени Алексей Большаков уже профессиональный и опытный исполнитель ведущих партий лирического и драматического баритона.
В январе 1953 года певец был принят в Большой театр как стажёр, но вскоре стал и полноправным солистом оперной труппы. Дебютировал партией Моралеса в опере «Кармен» Ж. Бизе, а далее последовали партии более крупные.
Первый отзыв на выступления певца (в операх «Травиата» и «Садко») появился в газете Большого театра «Советский артист». Дирижёр Е. Акулов писал:
«Молодой певец А. Большаков спел партии Жермона и Веденецкого гостя. У певца хорошая вокальная техника, дикция, чёткая фразировка. Он свободно владеет всеми регистрами голоса. Имеет некоторый сценический опыт».
Правда, в этом отзыве была не только похвала, но ещё и критическое замечание, весьма полезное для певца, начинающего свою карьеру на сцене прославленного театра.
В Большом Алексей Алексеевич исполнил 26 партий. В русских операх это:
- Щелкалов и Рангони в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского
- Елецкий в «Пиковой даме»
- Роберт в «Иоланте» и Мазепа в одноименной опере П. И. Чайковского
- Демон в одноименной опере А. Г. Рубинштейна
- Фёдор Поярок в «Сказании о граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова
- Партии в операх «Хованщина» Мусоргского, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.
Об одной из них тот же Акулов писал: «А. Большаков — Роберт вокально хорошо справился с партией. Его голос красиво звучал и в верхней, и в нижней тесситуре. В знаменитой арии «Кто может сравниться с Матильдой моей» А. Большаков показал, что ему не страшны трудности высокой тесситуры».
Среди партий в зарубежных операх — Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Валентин в «Фаусте» Ш. Гуно, Фигаро в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Шарплес в «Чио-Чио-сан» и Марсель в «Богеме» Дж. Пуччини, Тонио в «Паяцах» Р. Леонкавалло, Альберт в «Вертере» Ж. Массне, Риголетто в одноименной опере и маркиз ди Поза в «Дон Карлосе» Дж. Верди.
Алексей Большаков также много пел в современном репертуаре: Букин в «Матери» Т. Н. Хренникова, Наполеон в «Войне и мире» С. С. Прокофьева, Трубецкой в «Декабристах» Ю. А. Шапорина, Беринг в «Оптимистической трагедии» А. Н. Холминова, в опере «Судьба человека» И. И. Дзержинского пел песню «Памяти павших».
О том, каким оперным певцом был А. А. Большаков, не раз высказывались его партнёры по сцене, коллеги по творчеству. Так Вера Михайловна Фирсова вспоминала: «Голос — красивый, приятного тембра, удивительно ровно звучащий, полного диапазона и, что немаловажно, великолепно поставленный — позволяет ему исполнять партии самого разнообразного характера. И я лично не помню ни одного спектакля с участием А. Большакова, где бы у артиста что-то сбоило. У него всегда все верно и всякая нота поётся.
Исполнительской манере А. Большакова свойственна в высшей степени академичность, все, что он поёт, профессионально в самом хорошем смысле слова. Как артист, он не прибегает к внешним эффектам, образы, созданные им, отличаются скупыми, но весьма выразительными красками. А. Большаков убедителен и правдив на сцене. И не только в тех партиях-ролях, которые в характере его лирического баритона, но и там, где образ, ситуации, характер музыки требуют напряжения, драматизма и даже трагизма (как, например, в Риголетто).
А. Большаков — очень хороший партнёр; чуткий, внимательный, корректный. Мне довелось выступать с ним в ряде спектаклей, и, кроме самых хороших слов о нём, как о певце Большого театра и как о партнёре по сцене, я не могу сказать».
Алексей Алексеевич Большаков был высочайшим профессионалом, о чём свидетельствует и то, что ему не раз приходилось заменять заболевших коллег и выступать буквально день за днём. Он пел Елецкого, а на следующий день Риголетто или Фигаро и далее без перерыва Шарплеса или Валентина, следом Шарплеса, а после него Жермона. И каждый раз на высоком художественном уровне.
Большаков был также прекрасным концертным певцом. Вот один из отзывов на его выступление: «В концерте на сцене нашего театра Большаков в первую очередь показал именно мастерство оперного артиста, с большим блеском исполнив сложнейшие арии репертуара баритона. Перед нами прошли лучшие страницы оперной классики — ария Роберта («Иоланта» Чайковского), ария Риголетто, ария Алеко, ария Игоря, эпиталама Виндекса («Нерон» Рубинштейна). Кроме того, А. Большаков спел романсы Чайковского, Рахманинова, Гурилева, оставаясь и в камерном репертуаре оперным певцом, создающим музыкальные образы «крупным мазком».
Участвовал в концертном исполнении оперы «Млада» (Жрец Радегаста) Н. А. Римского-Корсакова под управлением Е. Ф. Светланова в Большом зале Московской консерватории в 1961 году.
«В пении Большакова подкупает сочетание чистоты тембра, силы голоса и безукоризненности вокальной школы, позволяющей певцу одинаково выигрышно выглядеть при исполнении произведений самого различного характера», — писала газета «Советская Башкирия» после выступлений певца в Уфе в марте 1973 года.
Он гастролировал по всей стране, выступал в больших и малых городах, перед нефтяниками Татарии, на музыкальном фестивале в Казахстане, перед строителями Саяно-Шушенской ГЭС в Красноярском крае вместе с ансамблем скрипачей Большого театра.
Гастролировал на оперных сценах многих театров: в Риге пел Онегина, Демона и Мазепу; в Баку — Онегина и графа ди Луна в опере «Трубадур» Дж. Верди, в Чебоксарах — Фигаро и Канио, в Куйбышеве — Риголетто и Фигаро, во Фрунзе — Онегина и Риголетто, в Уфе — Эскамильо.
Гастролировал и за рубежом — в Австрии, Германии, Венгрии, Норвегии, Канаде, Швеции, Франции.
С 1975 года Алексей Большаков начал педагогическую деятельность, преподавал в музыкальном училище при консерватории. С 1977 года руководил стажёрской группой в Большом театре.
Написал ряд статей, в которых говорил о необходимости больше заниматься с молодёжью дирижёрам, режиссёрам, более опытным певцам; смелее выдвигать молодых певцов, занимать их в спектаклях вместо гастролёров, которые не всегда являются лучшими.
Сам Алексей Алексеевич никому не отказывал в помощи — ни солистам, ни хористам. Настаивал на необходимости ежедневных вокальных упражнений. В своих замечаниях певцам по поводу их выступлений был объективен, осторожен, чтобы не ранить человека. Он был настоящим наставником, учителем молодёжи.
В работе интересы театра были для него превыше всего. Как сказал А.Д. Масленников, «его отношение к театру является эталоном служения искусству, служения театру».
- В 1959 г. А. А. Большаков был награждён орденом «Знак Почёта»
- В 1971 г. стал народным артистом РСФСР
- В 1976 году в связи с 200-летием Большого театра награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Его уважали и ценили в работе А. Ш. Мелик-Пашаев, В. В. Небольсин, Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, Б. А. Покровский; любили партнёры, всегда с благодарностью вспоминают ученики.
14 июня 1979 года Алексей Алексеевич Большаков скончался, ему ещё не исполнилось 65-ти. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
С его участием записаны оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (партия Корабельщика, дирижёр В.В. Небольсин) и «Млада» (партия Всегласного жреца, дирижёр Е. Ф. Светланов); опера М. П. Мусоргского «Хованщина» (партия Стрешнева, дирижёр В. В. Небольсин) и поэма «Колокола» С. В. Рахманинова (дирижёр К. П. Кондрашин).
Алексей Большаков — Пётр Чайковский. Ария Князя из оперы «Чародейка»
Алексей Большаков — Николай Римский-Корсаков. Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко»
Алексей Большаков — Пётр Чайковский. Ария Елецкого из оперы «Пиковая дама»
Алексей Большаков — Рихард Вагнер. Ария Вольфрама из оперы «Тангейзер»
Алексей Большаков — Джузеппе Верди. Сцена и ария Ренато из оперы «Бал-маскарад»
Алексей Большаков — Джузеппе Верди. Сцена и ария Графа ди Луна из оперы «Трубадур»
Алексей Большаков — Руджерро Леонкавалло. Пролог из оперы «Паяцы»
Алексей Большаков — Антон Рубинштейн. Первый романс Демона из оперы «Демон»
Алексей Большаков — Сергей Танеев. Зимний путь.
Источники:
- Маршкова Т. И. «Большой театр: золотые голоса», 2011
- Сообщество ВК «Знаменитый русский баритон Алексей Алексеевич Большаков»