Деревня старообрядцев: культура староверческой общины в Екатериновке

Поморцами и раскольниками в с. Екатериновка называли ту часть населения, которая была старообрядцами, «мирскими» считались люди православные.

Всевозможные статистические сборники, ежегодные клировые отчёты (это такие церковные документы), отчёты миссионерского общества и вспоминания старожилов Екатериновки наглядно свидетельствуют, что «мирские» и поморцы жили в этом селе не враждуя, хотя в традициях быта и обрядах «раньше» имелись некоторые отличия.

Хозяйства старообрядцев были более организованными и крепкими. Они мало прибегали к отхожим занятиям. Жизненные устои староверов, считавших, что надо создавать свое крепкое и самостоятельное хозяйство, препятствовали их уходу из деревни и занятиям на стороне, они не ходили в извоз.

«В отношении же друг к другу, — отмечалось в одном из отчетов Самарской епархии, — старообрядцы в отличие от православных живут миролюбиво, редко доводят свои дела до суда, трудолюбивы». Они «не мешаются своим крестом с православными», так как не молятся вместе. Иконы поморцев стоят «в кути» — на полке перед устьем печки, а у «мирских» в переднем углу.

Как и «мирское» население, старообрядцы занимались охотой и рыболовством, к чему мальчики приучались с ранних лет.

Семьи у поморцев насчитывали по 11–20 человек, состояли из 3–4 поколений. В их дворах иногда было несколько изб, …в сенях было два чулана (кладовки)… погреб, на огороде под хлеб амбар, сарай, конюшня со стойлами и хлев или два хлева…

Молельный костюм поморцев
Молельный костюм поморцев
Основные течения старообрядчества
Основные течения старообрядчества

Старообрядческие браки

Старообрядцев не венчали в церквах, где регистрировали браки. Лишь при обращении раскольников в православие их венчали и делали соответствующую запись в церковных книгах. Брак старообрядцев, заключенный без посредства церкви, считался незаконным, преследовался, за него взимался штраф (по указу Петра I от 24 марта 1719 года). Раньше у поморцев существовали свои тайные моленные дома. В открытых при Александре III моленных домах совершались венчания и крещения.

Старообрядческие браки, даже венчанные в церкви, очень долго не признавались законом; у раскольников не было права вписывать свои браки и рождение детей в метрические книги при волостном правлении. В 40-50-е годы XIX века, когда усилилось насильственное привлечение раскольников Самаро-Саратовского края к единоверию с господствующей церковью, их венчали и крестили детей в единоверческих церквах, но запись в актовых книгах для них обставлялась трудностями, нужно было платить большой денежный взнос — налог. Поэтому записи не всегда осуществлялись, а также браки и дети от них по-прежнему считались незаконными. Дети лишались права наследия (числились в официальных документах по матери).

У поморцев невесте в приданное обычно давали теленка, иногда невеста получала в приданное поле, если она выходила замуж в своей деревне и, если у жениха было мало земли. Приданное в XIX веке не включалось в общественное имущество, не делилось между членами семьи, а передавалось по наследству по женской линии.

Крещение

Крещение у старообрядцев исключало миропомазание; на окрещиваемого надевали не только крест, но и пояс, у поморцев наставники совершали крещение в реке в любое время года; исключение делалось для больных или для грудных детей; их зимой крестили в деревянной кадушке.

По правилам официальной церкви при крещении нескольких человек перемены воды не требовалось, хотя на практике воду часто меняли. У старообрядцев — каждый окрещиваемый должен был быть погружен в чистую воду. Такой обряд в православной церкви существовал еще до раскола и сохранен старообрядцами.

У «мирских» крещение совершалось над новорожденными обычно на третий день после рождения («после трех бань»), у старообрядцев — на восьмой. По правилам поморского согласия крещение совершали над новорожденным. Но постепенно, с начала XX века постоянные контакты с мирскими, местные поморцы все чаще крестились в пожилом возрасте, в случае болезни, дальних отъездов…

У «мирских» крещение совершалось в церкви, либо в доме приехавшим священником. Поморцы считали, что крестить в доме невозможно, так как сверху «земля». У поморцев крещение совершалось бесплатно, не имело определенной платы: каждая семья давала крестившему наставнику «кто сколько может дать».

У поморцев выбор имени давался строго по святцам: мальчику по восьмому дню после рождения, девочке за неделю до и после рождения. Выбор имени по святцам приводил к одноименности детей в одной семье.

Большое значение имел выбор крестных. Обычно старались приглашать молодых, лет с 15. Соблюдались связанные с кумовством брачные запреты: ни кумовья, ни их дети не могли вступать между собой в брак, поэтому у поморцев, да и у «мирских» в крестные предпочитали приглашать родственников.

Крестные у поморцев готовили ребенку крестик и поясок, и приемткань, на которую клали ребенка, а также приносили воду для крещения. Женщине, накинувшей крест, родители несли подарки — материю, платок; крестная на именины крестницы носила ей подарки.

Совершение обряда крещения приводило к установлению дружеских связей между восприемниками и семьей их крестников. Кумовья оказывали взаимную помощь: «Крестные как свои. Как крестная состарится, так ей помогаешь», «Мы худо жили, а семья крестной хорошо, крестная хороший хлеб пекла, так я к ней бегала». На пасху дети бегали к своим крестным за яичком.

Старообрядцы не принимали участия в мирских свадьбах, а мирские не ходили на свадьбу староверов.

В повседневной жизни контакты были более свободными, ни в одежде, ни в песнях не различались. На вечера собирались и в мирских, и в староверческих домах. «Только ели отдельно при угощении». Были приняты и взаимные проведывания роженицы, но при этом поморцы принимали еду от мирских до восьмого дня — до крещения ребенка.

Погребально-поминальная обрядность

В среде поморцев погребально-поминальная обрядность отличалась строгим исполнением обрядов «по уставу». Поморцы покаяние приносили перед своим наставником. Исповедь оканчивалась полаживание, то есть наложением епитимии, без чего покаяние не имело смыла.

После исповеди умирающий прощался с членами семьи и родственниками и давал наказы. Умереть лучше считалось на полу, только не на печи, не на перине. Сам умирающий просил положить его на пол.

По крикам, раздающимся из дома, вся деревня узнавала о наступившей смерти. Староверы покойного одевали в заранее приготовленную одежду, сшитую из белого холста на руках, суровыми нитками, без узлов. И мужская и женская одежда повязывалась сверху рубашки и сарафана тонким поясочком. У поморцев было строго обязательным правилом носить на теле, под рубашкой, еще один поясок, который при жизни никогда не снимался. Узлов на поясах у покойных по обычаю не завязывали. Хоронили в лаптях, плетенных из одной бересты или одного лыка.

У старообрядцев было принято после обмывания и одевания умершего класть его на лавку «головой к иконам», то есть лицо его было обращено к «образам», он как бы смотрел на них. Поморцы приглашали начетников («ученых») для чтения надгробных молитв в сопровождении пения; участникам моления полагалось иметь «лестовки» и «подручники».

Тело клали в гроб только перед выносом из дома. В левую руку ему обязательно вкладывали белую специально для похорон лестовку, затем покрывали белым покрывалом. Гроб разворачивали «по солнышку», снова ставили что бы умерший был обращен к иконам ногами. На гроб ставили свечи «пчельные» — пчелка она «божья тварь».

Чин отпевания у поморцев заменялся пением по псалтырю канона «за единоумершего» и совершался часто без наставника.

Когда в Екатериновке разрешили открыть молельный дом (80-е годы XIX века), по желанию родственников отпевали в молельной. После отпевания гроб закрывали крышкой и выносили из помещения.

Хоронить было принято до «захода солнышка». На дно могилы было принято класть полешки, на них ставили гроб, а потом уже засыпать землей. У староверов на кладбище шли не только родственники, но и все, кто хотел. Как намогильный памятник здесь ставили восьмиконечный крест.

У старообрядцев все приглашались после похорон на обед. Перед началом читали молитвы, совершали семь земных поклонов, потом усаживались за стол.

Не старообрядцев сажали за отдельный стол и подавали им из специально хранимой для них посуды. Водку на поминках староверы не употребляли, пили только квас. Не разрешалось готовить мясные блюда невзирая на то, справлялся обед в пост или в «мясоед». Ни одни поминки не обходились без рыбного пирога. Подавалась похлебка из сушенных грибов, соленые грибы, каши из проса, кисели. Сладкую выпечку, порезанную кусками, макали в мёд. Из поминальной еды полностью исключали картофель и чай.

Отмечали поминки в 9, 20 и 40 день смерти. На могилы староверы ничего не носили, только одаривали детей конфетами.

Троицин день у староверов уже во второй половине XIX века связывался также с поминанием умерших родных.

Поминовение покойных, умерших неестественной смертью, совершалось только раз в году: у старообрядцев — в Троицкую субботу, а у мирских в семик — четверг перед Троициным днём.

У поморцев, где были грамотные и за соблюдением религиозных предписаний и правильным исполнением треб следила неофициальная церковь, а сама община, дохристианских пережитков в погребально-поминальной обрядности почти нет. Внутренний контроль старообрядческой общины превосходил деятельность православного духовенства и властей, направленную на искоренение традиций язычества.

Как и во всем, с течением времени происходят преобразования и в обрядности. Если раньше на видном месте стояла боязнь покойника, заботы о его душе, то в настоящее время исполняются обряды из уважения к умершему, ради его памяти, ради родных, потерявших близкого человека. Совершение обряда обосновывается не только соображениями религиозного, но и морально-этического характера.

Крестное знамение у староверов
Крестное знамение у староверов
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить